Боевая подготовка КМП (Корпуса морской пехоты) США на сегодняшний день заключается в отработке личным составом специальных задач в условиях «трехквартальной войны». В соответствии с планом данного сценария, возможна эскалация действий военнослужащих
США в особых случаях в каком-либо регионе, от гуманитарной помощи до выполнения операций миротворческого плана, а в иных случаях и непосредственно боевых операций. Огромное значение имеет процесс обучения формирований КМП тактике противодействия партизанскому движению, а также подавлению массовых беспорядков, ведению военных действий в лесистой местности, на подступах к жилым кварталам и в условиях города.
Полученный опыт операций американского КМП, к примеру, в Сомали либо на острове Гаити, показал, насколько важна индивидуальная снайперская подготовка морпехов и, напротив, противоснайперская.
Боевая подготовка снайперов морской пехоты США
Общие сведения
Организация операций такого плана предусматривает расположение снайперов, к примеру, на крышах зданий либо других высотах, для ведения наблюдения за деятельностью определенных личностей (например, лидеров движений, политиков т.д.). За период выполнения миротворческих операций в Сомали были физически уничтожены свыше сотни представителей, оказывающих противодействие войскам США в «устранении беспорядков». Активно проявили себя снайперы на о. Гаити, где принимали участие в ликвидации организаторов массовых беспорядков.
При каждом соединении (дивизии) КМП США функционируют школы, где осуществляется подготовка снайперов-разведчиков. При поступлении в такую школу претенденты сдают тесты, которые включают в себя соревнования по ориентированию на сложно проходимой местности в ночное время суток. Курсантами школы становятся кандидаты, которые смогли обнаружить все контрольные пункты в специально отведенное для этого время. На протяжении года каждая школа выпускает по 4 потока по 40 человек. На время обучения отводится 11 недель. В структуру батальонов КМП входит взвод разведчиков из 17 военнослужащих. Из общего числа, восемь пехотинцев подготовлены в качестве снайперов.
Отбор кандидатов для поступления в школу разведчиков проводит лично командир батальона из общего количества личного состава, имеющего базовую подготовку. Зачисленные на обучение курсанты приезжают в школу со своими винтовками, которые выдаются в разведвзводе. За каждым военнослужащим закрепляется оружие на время контракта. Помимо морских пехотинцев, в процессе обучения в школе участвуют военнослужащие иных формирований (сил специальных операций, военнослужащие артиллерийской разведки и разведформирований сухопутных войск США и др.). На все время учебы курсанты разделены по парам. Им преподают историю возникновения снайперского искусства в армии США и других государств, тактику работы снайперов в горной местности в период первой и Второй Мировых войн, кроме того, бойцы овладевают навыками и методами защиты и маскировки.
До 1975 года снайперские школы в ВС США основывались только на время мировых войн, военных операций в Корее и Вьетнаме, а впоследствии расформировывались. В период Второй мировой войны в Америке был создан ночной оптический прицел, его успешно применяли и морские пехотинцы. С помощью этого устройства во время военных действие на о. Окинава, было ликвидировано порядка 30 % численности противника, из общего числа убитых в перестрелках.
В период корейской войны военнослужащие США применяли снайперские винтовки (калибр 12,7), оснащенные оптическим прицелом. С помощью этого устройства можно было поражать цель на расстоянии 3 000 метров, однако, винтовка так и не появилась на вооружении. В тот же период времени, КМП США стали использовать тактику заброски пары снайперов в тыл противника в Северной Корее, в составе разведгруппы. После завершения вьетнамской войны эта тактика была взята на вооружение и закреплена в уставе. Крупнокалиберная винтовка (12.7 мм) была разработана и поступила на вооружение после того, когда у снайперов возникли трудности при поражении целей, находящихся в укрытии (здания, бронетанковая техника).
Подробности процесса
Занятия по тактической подготовке
На изучение данного направления отведено 32 часа. Снайперов обучают работать в паре против регулярных подразделений и партизанских отрядов: обстановка находится под постоянным контролем, наблюдение осуществляется посменно (через полчаса-час). Снайперы действуют в составе взводов и рот, входящих в структуру батальона, и работают на передовой. Командование осуществляет командир батальона, принимая решение о целесообразности использования саперов на передовых позициях либо в тылу противника в составе разведывательных групп с целью их прикрытия и оказания поддержки огнем из засады.
Особое внимание уделяется освоению тактики против вражеских саперов и способов их обнаружения. Роль разведчиков заключается в поддержке своих снайперов, помощи обосноваться в засаде и замаскироваться. В городских условиях подбирают неприметные для стрельбы амбразуры, места, оборудованные под полом в каком-либо доме. Максимальное время нахождения снайперов в таких точках составляет двое суток, по истечении которых разведгруппа должна обеспечить им отход к своим войскам. Алгоритм действий разрабатывается до выхода в рейд, группа выдвигается на задание с инструментом, необходимым для сооружения укрытия.
Несмотря на то, что главная задача снайперов заключается в ведении прицельной стрельбы по врагу, они, также могут выступать в роли разведчиков-наблюдателей, корректировщиков огня артиллерии, авиационных наводчиков. С одной позиции, как правило, можно осуществлять не более трех выстрелов, чтобы не быть обнаруженными врагом.
Огневая подготовка
На огневую подготовку в школах предназначается 155 часов. Снайперы должны уметь поражать цель с одного выстрела. Результаты стрельб курсантов учитываются в персональной записной книжке, а потом подвергаются анализу. Стрельба ведется из любых положений, возможных в условиях боя.
Пройдя полный курс обучения, организуются полевые учения, которые иначе называют «адская неделя». Ежедневно утро курсанта начинается со сдачи зачета по маскировке и незаметному перемещению в костюме «гилли» (специальное маскировочное снаряжение). Затем идут квалификационные стрельбы, ставится боевая задача, создается макет местности, на которой нужно будет работать, утверждается план и дается приказ на осуществление разведывательной операции, выдвижение в условленный район, оборудование и маскировка места. После завершения учебной задачи составляется отчет.
Ориентирование на местности
Передвижение по вражеской территории осуществляется в темное время суток либо в условиях плохой видимости. Снайпер обязан уметь ориентироваться на местности не только при использовании компаса, но и природных ориентиров. По мнению американского командования, в сравнении с изучением топографической карты, более эффективным методом является создание макетов местности (из глины, песка и т.п.) максимально соответствующее карте. При этом на макете должны быть обозначены маршруты движения разведгруппы (запасные, основные), позиции снайперов, возможные пути отхода, места возможных засад и т.д.
Дополнительная подготовка
Занятия проходят в интенсивном режиме, требующем физических нагрузок. В программу подготовки, кроме освоения снайперского оружия, входит изучение винтовки М16А2 и пистолета М9 «Беретта», отрабатываются навыки скоростной стрельбы на коротких дистанциях. Курсанты отрабатывают приемы рукопашного боя по системе «Лайн», хотя в реальных условиях, такие приемы применяются крайне редко, потому что для их выполнения необходимо иметь и психологическую и специальную подготовку.
В ходе обучения отсеивается половина курсантов, однако, отчисление не отражается на их последующей службе. Даже факт того, что военнослужащий был зачислен в школу снайперов говорит о его профессиональной подготовленности и вызывает уважение.
После окончания Второй мировой войны роль снайперов перестала быть столь значимой. На определенном этапе казалось, что надобность в этой воинской специальности утратила актуальность на фоне развития вооружения и военной техники. Специальность снайпера даже была удалена из штатов линейных подразделений. В настоящее время это трудно представить. Новым этапом снайперского мастерства стала война во Вьетнаме, где снайперы проявили себя в полной мере и изменили мнение армейского командования о способах и областях применения своего искусства.
Интересная информация
После завершения базового курса морские пехотинцы могут и в дальнейшем совершенствовать свои знания и умение. Для этого существуют другие курсы, к примеру «городские снайперы», школа снайперов иностранных войск, школа снайперов иностранных ВС Израиля и другие.
Знаменитыми снайперами-разведчиками, проявившими свои уникальные качества во время войны во Вьетнаме, являются:
— Карлос Хэтток;
— Чак Мохинни;
— Эрик Ингланд.
В период военных действий в Афганистане известным разведчиком-снайпером стала Дакота Мейер.