Крейсер «Индианаполис» и самая крупная морская катастрофа в США

В статье речь пойдет о самой крупной морской катастрофе в истории американских ВМС. В июле 1945 года, крейсер под названием «Индианополис» был атакован японской субмариной, в результате чего затонул. В этой катастрофе погибло порядка 900 моряков.

Добровольцы на флоте. США были вовлечены в боевые действия Второй мировой войны после известных декабрьских событий 1941 года, когда авиация Японии бомбила военно-морскую базу США (Перл-Харбор).

Американским ВМС была отведена значимая роль в ведении морских военных действий. Сотни американцев под воздействием патриотических призывов, которые лились рекой из СМИ, добровольно шли на фронт.

Крейсер «Индианаполис» и самая крупная морская катастрофа в США

О крейсере

Те, кому представился счастливый случай попасть на службу на крейсер USS Indianahjlis, были горды вдвойне. Крейсер был спущен на воду в ноябре 1932 года и считался одним из знаменитых элитных судов. Особое отношение к этому гиганту было у президента Теодора Рузвельта, который именно на нем совершал дружеские визиты. Кроме того, этот крейсер знало многих королевских особ и мировых политических лидеров.

Корабль и капитан

Параметры крейсера соответствовали его особенному положению. На палубе корабля возможно было свободно расположить пару футбольных полей. В длину крейсер имел 186 метров при водоизмещении в 12 775 т. В несении службы было задействовано 1 269 моряков. На вооружении состояло значительное число бортовых орудий, однако, основную ударную силу представляли три носовых. Кроме того, в арсенале «Индианаполис» присутствовали зенитные установки.

Солидная репутация корабля сформировалась отчасти, благодаря грамотно действующим капитанам, которые несли службу достойно, с честью выполняя приказы командования. Последним капитаном был Чарльз Батлер МакВей, который получил назначение на должность в декабре 1944 года. Именно он повел корабль в последний поход.

Конец войны

Американские корабли весной 1944 года были сконцентрированы недалеко от берегов Японии. Перед ними стояла цель завладеть островом Окинава. Завершение войны было близко и это еще более укрепляло боевой дух офицеров и матросов.

Японцы были в трудной ситуации, так как основная часть их флота была уничтожена, арсеналы опустели, к тому же не хватало живой силы. В таком положении командование Японии решило задействовать в выполнении боевых задач камикадзе (пилотов-смертников), готовых пойти на верную гибель за императора.

Ранее японцы применяли такую практику в период битвы за Филиппины, когда свыше двух тысяч самолетов, начиненных снарядами, в результате боевых вылетов, уничтожили большую часть американского флота.

Атака летчиков-смертников

Согласно документам, атака на «Индианаполис» произошла ранним утром в последний день марта. Противодействовать камикадзе можно было только в одном случае, если сбить самолет в воздухе, но это очень сложная задача, осуществить которую удавалось далеко не всегда.

В первые минуты атаки один из воздушных снайперов спикировал в носовую часть корабля, в результате чего погибло 9 матросов, а для устранения нанесенных повреждений крейсер был направлен для ремонтных работ в доки Сан-Франциско. Надо сказать, что этот инцидент не сильно омрачил настроение экипажа, ведь все понимали, что идут последние месяцы войны.

Выполнение секретного приказа крейсером «Индианаполис»

По рассказам очевидцев, основная часть экипажа считала, что поражение Японии очевидно и капитуляция будет признана до выхода крейсера из ремонта. Однако, в реальности все произошло иначе. В первых числах июля был получен приказ, согласно которому боевому крейсеру предписывалось взять на борт особый груз и транспортировать его по назначению.

На корабль поместили два контейнера, которые сопровождала вооруженная охрана. Никому из команды не было известно, что находится в контейнерах. К тому времени судно уже было отремонтировано и корабль взял курс на Гавайи. Поскольку скорость движения была максимальной, преодолеть нужное расстояние удалось за трое суток.

Транспортировка атомной смерти

Выполняя приказ, капитану МакВею было дано распоряжение двигаться в сторону Марианских островов, до которых расстояние составляло пару тысяч миль, а точнее к острову Тиниан. Соблюдая меры безопасности контейнеры сгрузили на берег. Позднее стало известно, какой смертельный груз находился в контейнерах — урановые сердечки, предназначенные для атомных бомб. Через несколько дней такая бомба, унесшая 160 тысяч жизней, была сброшена на японский город Хиросиму. Масштабов последствия этой ядерной катастрофы на тот момент не предполагал никто. В то время это была военная тайна.

После того, когда груз был снят с корабля, перед гибелью крейсера, капитан получил приказ держать курс на остров Гуам, а потом на Филиппины. Война близилась к завершению, экипаж воспринял приказ с воодушевлением, не предполагая, какая опасность подстерегает впереди.

В чем ошибка капитана МакВея

Из доков Сан-Франциско корабль вышел 16 июля и, в этот день вышла в море японская субмарина (I-58) с капитаном Мочитсура Хашимото. Это был опытный боевой офицер, который не боялся опасности. На этот раз его задачей стала охота за противником. Американцам свойственно терять осторожность, предвидя скорую победу.

По правилам, находящиеся в зоне вооруженного конфликта надводные суда, перемещаются зигзагообразно. Японский капитан выжидал наиболее выгодный момент для атаки, приказав подготовить торпеды. Поскольку на крейсере никто не подозревал о возможной атаке, японцы смогла незамеченными двигаться за американским кораблем.

Когда нужное расстояние было установлено, японская подводная лодка выпустила две торпеды по цели. Попадание было зафиксировано, и субмарина погрузилась на глубину, так никем и не замеченная.

Катастрофа

Это было прямое попадание в область машинного отделения, в результате которого и судьба экипажа, и крейсера, была предрешена. Мощный крейсер «Индианополис» стал «заваливаться» на правый бок, и капитан приказал экипажу покинуть борт.

Неожиданная атака, хлынувший в пробоину поток воды и последовавшая команда вызвали панику среди экипажа. Поскольку на борту было порядка 1 200 человек, то возникший хаос только мешал спасению. Спасательных жилетов не хватало, люди метались по палубе в поисках средств спасения.

Длительный кошмар

Находившаяся в воде команда наблюдала как гибнет гигантский корабль. Масляное пятно покрыло поверхность воды. Порядка 900 человек, оставшихся в живых после торпедирования их крейсера, без спасательных жилетов и шлюпок, а также без питьевой воды оказались в воде. Каждый надеялся на чудо и помощь, однако, ее не было. Капитан пытался вселить надежду словами о том, они в скором времени будут обнаружены, но в реальности все было по-другому. Поскольку радиостанция была разрушена сигнал бедствия подать не было возможности, и никто даже подумать не мог о том, что произошло с легендарным крейсером. На острове Гуам предположили, что «Индианополис» сменил курс. В итоге целых четыре дня прошло с момента крушения пока бомбардировщики США, осуществляющие в данном радиусе полет, не заметили терпящих бедствие.

Дождаться спасения удалось немногим. Помимо переохлаждения и отсутствия воды и пищи, моряки подверглись огромной опасности, которую представляли собой акулы. Их количество увеличивалось и вскоре их собралось столько, что повсеместно видны были их плавники. Среди людей поднялась паника, моряки не могли дать отпор морским хищникам. Сначала они просто кружили вокруг людей, но, когда сквозь шум волн прорвался крик первого человека, которого атаковала акула и вода покраснела от крови, другие хищники приняли это как знак к действию. Акулы терзали беспомощных жертв, утаскивая в морские глубины еще живых.

Эта адская оргия то затихала, то начиналась с новой силой. Ужасающая история «Индианополиса» продолжалась трое суток, из 900 человек осталось в живых после нападения акул половина. Кроме того, тех, кто был в спасательных жилетах ждало еще одно испытание. Спасательные средства были рассчитаны не более, чем на трое суток, а это означало, что смерть неотвратимо приближалась.

Спасательная операция

Только на четвертый день, те, кто сумел выжить услышали гул самолета. Это время стало началом спасательной операции. Пока не пришла помощь морем, прибыл к месту трагедии гидросамолет, став для уцелевших, так называемой, пристанью. Позднее прибыли два корабля, один из которых, был «плавучим» госпиталем. Пострадавших доставили в Гуам, выжить удалось только 316 членам экипажа. До завершения войны было всего лишь 17 дней.

Находившаяся в воде команда наблюдала как гибнет гигантский корабль

После трагедии

Случившееся стало самым резонансным событием мирового масштаба. Людям хотелось, чтобы виновные в трагедии понесли наказание. Капитану МакВею, нарушившему правило движения зигзагом, что послужило на руку атакующему врагу, вменяли преступную халатность. В результате, он был понижен в звании, однако, тюремного заключения избежал.

Вынесенное решение долго обсуждалось и дискутировалось на разных уровнях. В конечном итоге, Честер Нимиц (в то время адмирал флота), вернул прежнее звание МакВею, а спустя 4 года отправил в отставку.

Личной же трагедией бывшего капитана «Индианаполиса» было то, что в течение всей последующей жизни он получал письма от родных, кто остался на дне океана, с обвинениями. Это было настолько мучительно, что капитан МакВей не выдержал такого испытания и в 1968 году застрелился.

К истории «Индианаполиса» вернулись в 2000 году, когда Конгресс США принял резолюцию, подписанную президентом США Биллом Клинтоном, согласно которой с МакВея сняли все обвинения.

Город Индианаполис

Музей Индианополиса открыт в городе, носящем одноименное название. Город Индианополис на карте находится в центре штата Индиана. Здесь преобладает умеренно-континентальный климат. В летнее время погода жаркая (до 26 градусов) и повышенная влажность, а зимой достаточно прохладно (до -3 градусов).

Город известен гонками Формулы-1 (американская серия), популярные 500 миль. Аэропорт Индианополиса, принимающий много международных авиарейсов, расположен почти в черте города (11 километрах от даунтауна).

Ежегодно 30 июля на площади Монументов у мемориала погибшим морякам, встречаются участники трагических событий, чтобы почтить память погибших товарищей. Время идет и число свидетелей событий, к сожалению, уменьшается.

Заключение

Планируя поездку в штат Индиана, непременно следует посетить город Индианаполис, где среди прочих достопримечательностей есть уникальное напоминание о героическом прошлом, крейсера «Индианаполис», а также почтить память жертв трагедии.

Михаил Шатин

Меня зовут Михаил Шатин и мне 39 лет. Если бы кто-то 10 лет назад сказал мне, что я перееду в Штаты, успею поработать дальнобойщиком, а после открою свой малый бизнес в Америке, я бы рассмеялся ему в лицо. Поэтому я создал этот сайт, чтобы делиться правдивой инфой о США, если вам было чем-то полезно, или есть чем поделиться в комментариях, добро пожаловать!

Оцените автора
America - USA
Добавить комментарий