Палубный штурмовик Макдоннелл-Дуглас А-4 «Скайхок» — характеристики и особенности конструкции

Американская авиакосмическая компания «Макдоннелл-Дуглас» была создана в 1967 году, после слияния фирм «Макдоннелл» и «Дуглас».

Палубный штурмовик Макдоннелл-Дуглас А-4 «Скайхок». В период с 1950 по 1980 годы на флоте США часто применялся термин «эквивалент А-4», что означало наибольшую «самолетовместимость» какого-либо авианосца.

За единицу измерения принято было считать палубный штурмовик Дуглас А-4 «Скайхок» (с 1967 года — Макдоннелл-Дуглас). Среди прочих реактивных боевых машин, А-4 «Скайхок» является самой компактной.

Палубный штурмовик Макдоннелл-Дуглас А-4 «Скайхок» — характеристики и особенности конструкции

У этого самолета, помимо небольшого размера, есть ряд других преимуществ. «Скайхок» считается родоначальником реактивных палубных самолетов в мировом масштабе. Надежность конструкции и простата в управлении, в сочетании с используемым вооружением, сделало «Скайхок» любимчиком пилотов палубной авиации, а также авиации Корпуса морской пехоты США. Небольшой самолет, напоминающий по виду смелого городского воробья, оценили по достоинству летчики многих стран, где он эксплуатировался.

Кратко об истории создания

В начале 1952 года начались работы по созданию нового легкого штурмовика, оснащенного тактическим ядерным оружием, альтернативы поршневого палубного самолета Дуглас AD «Скайрейдер». Эд Хейнеманн (ведущий конструктор компании «Дуглас») тоже участвовал в конкурсе на лучший проект. Он поставил себе цель — снизить взлетную массу машины почти в два раза. Многие восприняли эту идею как авантюру, не особо веря в ее воплощение. Конструкторам, настроенным пессимистически, было предложено уволиться, зато те, кто остались работали с небывалым энтузиазмом, став фанатами нового штурмовика. За короткое время был создан проект самолета, а в июне 1954 года опытный образец ХА4D-1 был поднят в воздух летчиком-испытателем Боб Рахном.

Он поставил себе цель - снизить взлетную массу

В основе проекта нового штурмовика было наибольшее упрощение машины, снижение ее веса, а также облегчение бортового оснащения. Конструкторы смогли снизить вес кресла для катапультирования, изменить комплектацию и функционирование систем кондиционирования и наддува, а также некоторые другие узлы и оборудование. Некоторые системы были преобразованы в единые комплексы, что исключало дублирование их деятельности.

Было принято решение об устранении аварийной гидросистемы и аккумуляторных батарей (их сменил маленький генератор, работающий с помощью «ветрянки»). Кроме того, была устранена и вторая гидросистема. В специально собранном съемном модуле находилось радиоэлектронное устройство, которое позволяло осуществлять работу в дневное время суток при нормальных условиях погоды. С этой функцией штурмовик справлялся отлично, пилоты называли его «Бэтманом бомбером» либо «Скуттером».

По маневренности он не уступал истребителю «Сейбр», был прост в управлении, из кабины пилота открывался прекрасный обзор, причем сам самолет занимал небольшое пространство на палубе авианосца.

Особенности штурмовика

В сравнении с огромным палубным самолетом А3D «Скайрейдер», новая модель была способна базироваться на любых кораблях, независимо от класса. В основном, на авианосцах типа «Эссекс», которых в 50-е годы было больше всего. Это и способствовало успеху новой конструкции, то есть главный конструктор сделал правильный расчет. Транспортируя крупнокалиберную бомбу весом 1 360 килограмм либо противотанковую торпеду, штурмовик, работая в хороших погодных условиях, представлял бы серьезную угрозу для советских кораблей, строительство которых было запланировано на начало 50-х годов. Предполагалось, что ночью «Скайхоук» будет действовать в сочетании с самолетом А3D, занимающим основную позицию и обозначающим цель светящимися авиа-снарядами.

Поскольку программа «Большого флота» в Советском Союзе так и не была внедрена, «Скайхоку» пришлось совершать ракетно-бомбовые атаки по другим целям.

Первый полет предсерийной модели A4D-1 состоялся в августе 1954 года, после чего было выпущено еще 18 предсерийных самолетов. Осенью 1955 года одним из самолетов данной серии был сделан мировой рекорд — преодолено расстояние 500 километров, при средней скорости 1 112,2 км/час.

Осенью 1955 года было произведено 146 штурмовиков данной модели, впоследствии (в период с 1956 по 1958 гг) было выпущено 542 самолета A-4B, снабженных дублированной гидросистемой, которая была установлена по желанию заказчика, с целью продления боевой жизнеспособности самолета. При этом наивысшая эксплуатационная перегрузка составила показатель -7. Кроме того, штурмовики A-4B были оборудованы специальным устройством (фиксированной штангой) для осуществления дозаправки в полете и рядом других систем. Максимально возможная взлетная масса машины увеличилась до 10 205 килограммов.

начались работы по созданию нового легкого штурмовика

В период с 1959 по 1962 год было выпущено 738 штурмовиков, которые были приняты на вооружение не только на корабельные авиакрылья, но также и в американскую морскую пехоту, при этом двигатели J65 были заменены на более экономичные Пратт-Уитни J52-P-2. Эти самолеты способны были действовать в любое время суток и в любых погодных условиях.

Последней одноместной версией «Скайхоука» стал самолет A-4F, который был разработан для американской палубной авиации (за год — с 1967по 1968 гг., было выпущено 148 единиц). В 1969 году часть машин А-4С и Ф-4F были переоборудованы в версию Ф-4L, с более современным БРЭО.

К концу 60-х годов на вооружении появились новые самолеты А-7 «Корсар»2, которые потеснили на палубах авианосцев США своих предшественников.

Боевое применение

Биография «Скайхоука» богата на участие в военных конфликтах. Сначала вьетнамская война (с 1964 по 1972 годы), в которой эти самолеты работали с первых дней. Конечно, впоследствии, он был заменен на более «живучий» штурмовик A-7 «Корсар»2, но, тем не менее, «Скайхоук» воевал до завершения военных действий во Вьетнаме.

В 1968 году «Скайхоуки» стали поставляться в Израиль, где использовались с большой эффективностью в боевых действиях 1973 года.

В 1982 году, в ходе англо-аргентинской войны «Скайхоуки» понесли значительные потери, которые, отчасти, объясняются неправильной стратегией аргентинцев.

На закате своей «карьеры» «Скайхоуки» США стали использоваться для обучения, имитируя истребители Миг-17. Частично «Скайхоуки» применялись для обучения зенитных расчетов кораблей США, а скоростные показатели штурмовика оказались аналогичными маловысотным противокорабельным ракетам советского производства типа П-15.

Михаил Шатин
Оцените автора
America - USA - США
Добавить комментарий