Современный американский танк М1 Abrams – его характеристики и особенности эксплуатации

Всем известно, что США особое значение придают созданию кораблей и самолетов, а не изготовлению бронетанковой техники, однако, на вооружении сухопутной армии США находится мощный современный танк М1 Abrams, о котором и пойдет речь в статье.

По мнению некоторых экспертов, именно этот танк на сегодняшний день является самым лучшим в мире, по характеристикам, превосходящий современный танк российского производства Т-14 «Армата», не говоря о более ранних советских машинах, типа Т-90.

Современный американский танк М1 Abrams – его характеристики и особенности эксплуатации

Об истории создания танка

На 60-е годы прошлого столетия главным американским танком, стоящим на вооружении США, был М60. Несмотря на то, что эта машина не в полной мере отвечала требованиям американских военных, ее выпуск продолжался на протяжение долгих лет, потому что альтернативы М60 просто не было на Западе. В послевоенное время в США велись разработки двух (средних и тяжелых) танков, однако, после выпуска Т-54 их пришлось свернуть.

Новый советский танк значительно превосходил, созданный после войны, М48 Patton III, поэтому, надо было в минимально быстрые сроки устранить этот недостаток. Танкостроители США выбрали наиболее приемлемый вариант — не изобретать принципиально новую технику, а усовершенствовать уже имеющуюся. Однако, в 60-е годы, Советский Союз представил новые варианты бронетехники, был создан легендарный Т-62, оснащенный современной гладкоствольной пушкой, кроме того, проводились испытания ракетных танков. То есть, достижения СССР были на лицо.

американцы использовали разработки производителей боевых машин Западной Германии

Учитывая все это, американцы использовали разработки производителей боевых машин Западной Германии. Так появился вариант Main Battle Tank 70 (МBT70).

В августе 1963 года между Америкой и ГФРГ было подписано соглашение, и инженеры двух стран начали работу. Для того, чтобы опередить СССР, требовалось усовершенствовать конструкцию, дополнив ее новыми характеристиками, среди которых было:

— комбинированное бронирование;

— АСУ огнем;

— автомат заряжения.

Интересен тот факт, что в Т-64 все эти новшества уже присутствовали, но о них не знали ни американские, ни немецкие разработчики. Причем, производство Т-64 уже шло полным ходом, в то время как на Западе все было еще только в чертежах.

Между конструкторами двух стран существовало много непонимания и разных подходов к созданию новой машины. С течением времени, напряженность только увеличивалась, что негативно сказывалось на осуществлении программы МВТ70. Конечно, был и некоторый прогресс, к примеру, была разработана немецкая гладкоствольная пушка (Rh 120), которая позднее была установлена на «Абрамсах».

В первой половине 70-х годов

прошлого века американское командование создало специальную группу, которой предстояло разработать новую программу по созданию современного основного боевого танка. В течение года вносились предложения и составлялись главные требования к новой боевой машине. Надо понимать, что эта работа велась в период развивающегося мирового кризиса 70-х годов в экономике. Этот факт нужно было учитывать, так как себестоимость была одним из основных условий при создании «техники будущего».

Планировалось, что будет выпущено по заказу Министерства обороны 3 300 танков, стоимость каждого из них составит от 500 до 600 тысяч долларов. Достичь такой минимальной стоимости было нелегко. Скорее всего, это было причиной, что МО США на конкурсной основе выбирало производителя из двух автомобилестроительных концернов (Chrysler Corporation и General Motors). Такой подход в Америке ранее не применялся, к примеру, известные «Шерманы» производились на госпредприятии.

Осенью 1976 года были проведены испытания, по результатам которых, компания Chrysler проявила себя с лучшей стороны, таким образом, решив исход конкурса. Но на тот период был заявлен еще один участник конкурсных испытаний — немецкий танк «Леопард 2» и, спустя месяц, конкурсные испытания были проведены повторно. Благодаря тому, что немецкая машина не смогла опередить в испытаниях американский вариант, «Абрамс» все же «увидел свет».

По мнению некоторых экспертов, немецкий танк превосходил по характеристикам американского участника испытаний, но эксперты среди недостатков «Леопарда 2» выделили 120-мм пушку с гладким стволом (Rh 120). Немцы же считали, что недостатком танка является газотурбинный двигатель. Непонятно, почему Пентагон выбрал в качестве вооружения устаревший образец 105-мм нарезного орудия, который смотрится, мягко говоря, несуразно на «танке будущего».

В 1978-1979 годах были проведены войсковые испытания ХМ1 с участием одиннадцати опытных единиц танка. Серийный выпуск 110 новых машин начался еще до момента завершения испытаний. Интересно, что немецкие конструкторы все же были правы относительно применения газотурбинной силовой установки, так как подтвердились их предположения относительно быстрого износа двигателя (в среднем, не более 200 километров пробега).

Было даже предположение, что танк нужно будет оборудовать обычным дизелем, однако, после конструкторских доработок, в 1980 году, ХМ1 поступил на вооружение, получив название М1 Abrams.

Общие свведения

Вспомогательное вооружение

напряженность только увеличивалась

Кроме пушки, «Абрамсы» оснащены тремя пулеметами, которые можно использовать в сражении. Крыша башни защищена установкой от нападения с воздуха, на которой может быть установлен пулемет М240 (30-го калибра) либо М2НВ (50-го калибра).

Еще два пулемета (М240), один из которых спарен с пушкой, а второй расположен перед люком заряжающего. В стандартный боекомплект входит 1 000 патронов 50-го калибра и 11 400 30-го калибра. По бортам башни находятся дымовые гранатометы.

Электронное и целевое оснащение

Одним из основных преимуществ «Абрамса» считается система управления огнем. Если на первых машинах характеристики таких элементов как приборы наблюдения, прицелы, а также стабилизаторы были практически такие же, как и на советских танках, то, впоследствии конструкторы США смогли их усовершенствовать и достичь больших преимуществ. На сегодняшний день, бортовая СУО американских «Абрамсов» является лучшей, в сравнении с мировыми аналогами.

Плюсы и минусы

Несмотря на наличие ряда преимуществ (к примеру, электронное оборудование, обеспечивающее точность в обнаружении цели; отличная оптика; комфортные условия для экипажа; отличная пушка, эффективно поражающая бронированные цели и т.д.), в конструкции имеются и недостатки. Например, большая масса и габариты; недостаточно прочная боковая броня, которую легко можно повредить с помощью противотанкового орудия; нет в комплектации боекомплекта управляемых ракет. Самым существенным недостатком является стоимость танка (более 6 миллионов долларов).

Заключение

Надо признать, что применение «Абрамса» в боях доказало его надежность. Следует отметить, что в основном, уничтожение боевой машины не означает гибель экипажа. Тем не менее, первоначальное предназначение танка было совершенно иным, чем противодействие пехоте.

Михаил Шатин

Меня зовут Михаил Шатин и мне 39 лет. Если бы кто-то 10 лет назад сказал мне, что я перееду в Штаты, успею поработать дальнобойщиком, а после открою свой малый бизнес в Америке, я бы рассмеялся ему в лицо. Поэтому я создал этот сайт, чтобы делиться правдивой инфой о США, если вам было чем-то полезно, или есть чем поделиться в комментариях, добро пожаловать!

Оцените автора
America - USA - США
Добавить комментарий