В произведении Майн Рида «Всадник без головы», автор очень доступно описал расправу толпы с человеком, подозреваемым в совершении преступления. Читатели жалели жертву и недоумевали как можно казнить человека не проведя расследования.
Самосуды характерны для многих стран, однако в Америке они имели массовый характер. Сложно даже предположить к какому типу юстиции может быть отнесено такое действо.
Удивительно, что это явления стало возможным в стране, которая пропагандировала для всего мира демократические принципы управления. Что же это значит: «Суд Линча»?
Суд Линча – история самосуда в США
Определение понятия «суд Линча»
По мнению исследователей, данная тема имеет два определения:
— Право Линча — комплекс негласных правил, дающих право на линчевание. Каждый, кто хочет совершить самосуд, самостоятельно решает может ли он это сделать. В некоторых случаях даже очевидная невиновность подозреваемого не могла сдержать ярость толпы.
— Суд Линча — жестокие физические наказания (пытки либо лишение жизни) без проведения следственных мероприятий и вынесения приговора судебным органом.
По утверждению некоторых ученых, линчевание «родилось» не в Америке. Это жестокое насилие было «доставлено» в Новый свет британскими кораблями и в определенный момент, при благоприятных условиях, дало о себе знать. Для английских солдат было забавой облить выходца из Шотландии кипящим дегтем, обвалять его в перьях и в таком виде гонять под улюлюканье толпы. Это было актом самоутверждения, попыткой представить себя в роли хозяев на чужой территории. Никому не было дела до того, что жертва такой «невинной шутки» могла умереть от ожогов.
Предпосылки
Много сумятицы привнесла американская Гражданская война. У Южан и Северян были свои цели и стремления. Одни не хотели терять власть над рабами и отказываться от своих владений при этом подчиняясь чужим правилам, а другие хотели демократии, свободы и процветания страны.
В результате войны появилась 13-я поправка к Конституции США и огромное количество вчерашних рабов, незнающих что им делать с полученной свободой. В основном, это были негры. У них не стало крыши над головой, продуктов питания, одежды и, самое важное — постоянной работы, предоставляющей право на все остальное.
За четыре года войны экономика южных штатах совсем развалилась. Города были в руинах, плантации и сады разорены и загублены, скот угнан либо съеден. Кто мог покинуть охваченные войной территории, тот сделал это, большое количество людей погибло на войне.
Фермы постоянно подвергались набегам со стороны дезертиров, преступников и нищих. Бывшие рабы просили принять их на работу, дать жилье и защитить от ужасов войны, однако, хозяева сами нуждались в поддержке и едва сводили концы с концами. Объединенному новому руководству было не до свободных американцев, их больше интересовала власть, а не устройство рабов, получивших свободу.
Чтобы защитить себя, своих родных, а также то имущество, которое осталось, южане приняли решение действовать самостоятельно, то есть вершить суд Линча. Надо сказать, что правительство ничего не предпринимало, чтобы это предотвратить. Всех все устраивало на тот момент.
Отцы-создатели
Родоначальниками самосуда в Америке были два однофамильца по фамилии Линч.
Один из них был военным и установил порядки самосуда в период Войны за независимость, чтобы сохранить дисциплину и сражаться с противником и преступниками. Суд Чарльза Линча был быстрым, но честным, насколько позволяла военная обстановка. Обвиняемому давали право доказывать свою невиновность.
Другой (Вильям Линч) — плантатор с Юга. Он старался навести порядок в послевоенный период и чинил расправу над неграми. Часть рабов, получивших свободу, искали открытого противостояния с белыми. Многие, лишившись работы, занимались воровством.
Суд Линча был сдерживающим аргументом. Смысл крылатой фразы «суд Линча» можно было трактовать как обеспечение безопасности себя и своих близких, а также собственного имущества, а можно определить, как суровую расправу над невиновным.
Защитники самосуда и их оппоненты до настоящего времени не могут найти понимания данного вопроса. Сложно рассматривать и оценивать конкретную ситуацию. Суд США в тот период времени вряд ли бы исключительно правовыми методами справился с размахом преступности и бандитизма.
Последователи суда Линча
Кипучая деятельность основателей была поддержана и жителями страны, и правительством, однако, и породила продолжателей идеи. Со второй половины 19-го столетия до начала 20-го, в Америке периодически создавались сообщества людей, которых объединяла общая идея. Основной целью таких групп было свершение суда Линча. Непонятно, как это можно интерпретировать: как метод самовыражения, расовую дискриминацию либо способ развлечения для пресыщенных господ?
Рассмотрим деятельность некоторых самых значительных и знаменитых организаций, в каждой из которых были установлены свои порядки, утверждена структура и был вдохновитель идей.
«Ку-клукс-клан»
Это движение активно пропагандировало суд Линча. Образованная для развлечения, эта организация запомнилась в американской истории как самая жестокая и кровавая.
В 1865 военные ветераны со стороны Конфедерации, представители самых известных фамилий штата Теннесси, отмечали Рождество в стенах местного суда. Шестеро из них пребывали в растерянности.
После окончания войны, конфедераты, оказавшиеся в положении поверженных, испытывали гонения, подвергались унижению. Те, кто выступал на стороне южан имели меньше прав, нежели бывшие рабы.
Мирная жизнь была скучна, нужно было решать множество проблем для того, чтобы строить свою послевоенную жизнь.
Неизвестно, кому принадлежала идея создания тайного общества, однако, она прозвучала и была поддержана собравшимися мужчинами. Так было создано «Братство Золотого Круга», переименовано впоследствии в «Клан Круга». Для того, чтобы придать больше таинственности и интриги стали применять аббревиатуру ККК, делая намек на магию. Звучание полного названия было похоже на звук костей скелета. Кто-то предложил укрыть коней попонами белого цвета, а самим надеть балахоны с дырами для глаз.
Организация развивалась и на смену забавам кто-то высказал предложение вершить правосудие. Было принято решение изгнать с Юга зарвавшихся землевладельцев и наглых негров.
Один за другим свершались суды Линча. Негров вешали либо сжигали без суда и следствия, а для белых разработали ритуал. На шею жертве надевали петлю и предъявляли обвинение. При этом, от жертвы требовали признания собственной вины и исполнение требований либо петля затянется.
Правительство сделало все, чтобы изолировать организаторов ККК, однако, полностью искоренить гонения на чернокожих так и не смогло.
Будущие последователи ККК
Вторая волна ККК началась через четверть века. По стране прокатилась волна линчевания, судьями были люди, одетые в белые балахоны, дополненные остроконечными колпаками.
В 20-х годах прошлого столетия члены организации прекратили убивать, но придумали наказание кнутами и смолой с перьями. Власти противостояли самосудам. Виновников осуждали в СМИ, высказывая общественное порицание, однако, до принятия закона, запрещающего подобные действия дело так, и не дошло.
В 70-х годах ККК снова заявил о себе, однако, это было просто применение атрибутов для устранения неугодных представителей политической либо экономической сферы деятельности.
Американское правительство и суд Линча
Франлин Рузвельт не стал противостоять суду Линча, опасаясь лишиться голосов избирателей.
Гарри Трумэн приложил много усилий и времени, разъясняя согражданам о вреде линчевания. В итоге, было озвучено, что в США «такого больше не существует».
Выходит, что суды Линча — это результат слабой правовой и судебной системы, а также недоработки власти. Зачастую, судьи брали взятки, и преступники избегали наказания, а невиновные отправлялись за решетку. Во все времена все вопросы решались в пользу богатых людей. Им многое сходило с рук (самосуды, драки, покупка судей и т.д.). Выходит, что деньги решают все.
В американском законодательстве предусмотрена смертная казнь за особые преступления, однако, в истории страны ни один линчеватель не понес самое суровое наказание.
Жертвы линчевания
За половину столетия американцы линчевали порядка шести тысяч человек. В ряде штатов проведения самосудов превращалось в забавное развлечение. Посмотреть на проведение казни приходили целыми семьями, включая детей и женщин.
Сцены самосуда могли присутствовать на рождественских и пасхальных открытках. Под суд Линча мог попасть кто угодно (негр, мексиканец, еврей и т.д.), причем, невзирая на пол. Даже беременность не являлось причиной избежать самосуда. Нередко подвергались самосудам коммунисты и представители профсоюзов.
Толпа разъяренных людей могла ворваться в тюрьму, сжечь дом, выкрасть жертву. Правительство не принимало никаких мер, тем самым поощряя поступки линчевателей.
Заключение
Подобное злодейство случается и в наши дни. Всплески массового насилия появляются там, где имеет место дискриминация либо действует военное положение. Сам термин «линчевание» имеет американские корни. С той поры, когда господа Линчи осуществляли расправы, прошло много времени и судебная система США считается сегодня одной из лучших в мире.
Не так давно Сенат признал тот факт, что нельзя было допускать акты линчевания в США и принес извинение тем, кто, в свое время, пострадал от самосуда. Однако, о принятии закона, на сегодняшний день, речь не ведется. Вряд ли президент решится на такое, слишком много пострадавших от суда Линча, потомкам которых надо будет выплатить компенсацию.