Системы дошкольного и школьного образования США существенно отличается от привычной нам, российской. В Америке не предусмотрен длительный декретный отпуск, поэтому многим родителям приходится отдавать детей в детские сады иногда с нескольких месяцев.
В штатах, через шесть недель после родов, женщина обязана выйти на работу, и большая часть американских мам делает выбор в пользу работы.
Дошкольное образование в Америке делится на частное и государственное, подавляющее большинство заведений дошкольного воспитания – учреждения частного характера. И лишь в некоторых штатах в рамках государственной системы школьного образования функционируют специальные подготовительные классы, так называемые, Pre-school или Pre-K.
Американская дошкольная система образования
Отдавать ребенка в детский сад или нет
Это решают родители, так как на законодательном уровне это не требуется.
Для младенцев существуют специально спроектированные большие сады. Туда принимают малышей с пеленок. Садик предоставляет младенцам спальные боксы и уход, а вот памперсы, средства по уходу, питательные смеси, одеяла, родители предоставляют самостоятельно.
А вот с пяти лет, ребенок должен посещать дошкольные занятия при школе, которые помогут ему легче адаптироваться к учебному процессу. Особенно это касается детей эмигрантов, которым до обучения в школе необходимо знать английский язык.
Формы дошкольного американского образования
По форме собственности делятся на:
- Муниципальные;
- Частные;
По типу:
- Ясли;
- Детский сад;
- Центр дошкольной подготовки;
- Дневной цент по присмотру за детьми;
В центры дошкольной подготовки (Early Childhood Education) принимают детей от 3-х до 5-ти лет. Там их готовят к школе, происходит социализация в коллективе. По окончанию все юные выпускники получают сертификаты, где показаны его результаты и даны рекомендации.
Американское государство заинтересовано в усовершенствовании образовательных программ для яслей и детских садов. Особенно в такой помощи нуждается население, которому необходимо пребывание детей в детсадах.
Групповые занятия детей в процессе обучения и воспитания способствуют более успешному дальнейшему обучению, повышению образованности населения.
В Америке существует такая категория детских садов как семейные. Эти маленькие детские сады размещаются на территории частного дома. Часть дома оборудована под игровую, столовую и комнату для отдыха. Деятельность таких садов обязательно лицензируется! Количество детей не должно превышать 12 человек.
Преимущество таких заведений в индивидуальном подходе, домашней обстановке, более низкая стоимость.
Такие садики популярны среди определенных диаспор. Например: китайские, русские, французские… Однако в них есть свои минусы. Подготовка к школьной программе более слабая, мало места, ограниченный круг детей и общения.
История и развитие первых садов в США
Первый детский сад в США появился в середине XIX века, в 1855 году. Организовали его немцы, иммигрировавшие туда в результате революции. Воспитатели и дети из немецких семей показали на практике систему дошкольного воспитания.
В первых садах детей воспитывали по системе Фребеля, которая предполагала воспитание и развитие природных способностей ребенка. «Дети растут, как цветы» отсюда и пошло выражение детский сад.
Позднее американские воспитатели отказались от системы Фребеля и начали осваивать собственные методики воспитания.
Рост городов и населения, волны эмигрантов, борьба женщин за равноправие привели к увеличению количества яслей и садов. Детям эмигрантов необходимо было осваивать английский язык.
Первые сады служили больше благотворительной миссией, в них детей кормили, предоставляли им одежду и обувь. Воспитание детей из неблагоприятных семей и их обучение объединенным традициям привело к уменьшению преступности.
На начало XX века практически в любом крупном городе функционировали публичные детские сады и стали появляться подготовительные учреждения при средних школах.
Американский правительственный проект «Хэд Стар» оказал огромное влияние на развитие дошкольного образования. Программа была экспериментальная, началась она в 1965 году, а к 2003 году в ней поучаствовали более 20 миллиона детей. Суть проекта состояла в том, чтоб дети из малоимущих семей воспитывались в дошкольных заведениях по разным методикам. Апробировали принципы бихевиоризма, «монтессори педагогики».
Эксперимент показал, что дети, воспитанные по программе «Хэд Стар» не были вовлечены в подростковую преступность, многие получили хорошее образование и устроились на стабильную работу.
Бихевиористкий детский сад — подразумевает динамичную, позитивную среду, в которой развивается потенциал детей. Такие сады оформлены как, средство обучения, все элементы развивающей среды функциональны. Помещение группы делят на центры активности. Каждому центру соответствует определенный цвет: яркие цвета – игровой центр и центр физической активности – показывают, что здесь можно шуметь. Приглушенные, пастельные тона – математический и книжный центры – подсказывают спокойное поведение.
Ребенок развивается через «творческий репертуар», как по запланированной схеме так и через спонтанно возникающие виды деятельности. Учитель-бихевиорист оценивает навыки ребенка, подготавливает развивающую среду, различные виды деятельности. Педагог обучает ребенка навыкам, которые интересны воспитаннику.
В 60-х гг. ХХ в. наибольшее распространение получил конструктивисткий подход, так же его активно применяют в настоящее время. Данный метод подразумевает помимо воспитания, наблюдения за детьми воспитателями, создания ими различных ситуаций, которые заставят мыслить и действовать малыша, но в игровой форме.
Метод Монтессори – заключается в целесообразной деятельности детей с дидактическими материалами в развивающей предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия педагога. Ребенок свободно выбирает вид деятельности, место и время занятия, партнера, если таковой необходим. Педагог наблюдает за его деятельностью и в случае необходимости осуществляет ненавязчивые подсказки. Задача педагога подготовить развивающую среду, рассказать о способах деятельности с материалами и соблюдения порядка. В таких группах работа проводится с малым количеством детей, внимание уделяется всем.
В современном мире по системе Монтессори занимаются многие дошкольные заведения США. Но также включены занятия касающиеся обучения предметам в школе.
Современные детские сады в США
Для детей-дошкольников в Соединенных Штатах Америки разработан целый ряд самых разнообразных программ подготовки. Основной акцент в этих программах ставится на адаптационный аспект в окружающей среде и развитию личных навыков.
Программа полного дня
Существуют программы с полной дневной занятостью и программы с ограниченным во времени пребыванием в саду. Сюда относятся дети, у которых по различным причинам могут возникнуть сложности в обучении, так как они состоят в группе риска. Как правило такие занятия проводят в частных детских садах и являются платными.
Совместное обучение нормальных детей и детей инвалидов.
В настоящее время поставлена задача не отделять детей инвалидов в специальные группы. Совместная деятельность учить детей с ограниченными возможностями перенимать другие способы поведения. А обычные дети учатся пониманию и уважению к таким людям.
Совместное партнерство между образовательным учреждением, семьей и сообществом.
Взаимодействие родитель-ребенок-педагог помогает разработать индивидуальный план развития под каждого ребенка. В процессе образования, как педагог, так и родитель может корректировать данный план в зависимости от успеваемости ребенка.
Применение информационных технологий в обучении детей
Современный мир плотно связан с компьютерными технологиями. В связи с этим в дошкольных заведениях устанавливают компьютеры в специальных комнатах. Для малышей очень аккуратно подбирают программы, которые влияют на развитие мышления, памяти, внимания.
В заключение
Стоит отметить, что большинство дошкольных учреждений США уделяет внимание развитию творчества в ребенке, реализации желаний в пении, танцах, рисования, занятиях спортом. В Америке с малых лет ребенка учат быть свободным и независимым.
Приобщение к искусству, приобретение жизненного опыта. Групповые занятия вырабатывают способности к общению, уважению, совместной деятельности.