Блюз — это особое музыкальное направление, которое появилось еще в 19 столетии. В первой половине 20 века этот жанр приобрел большую популярность и до настоящего времени продолжает покорять сердца слушателей. Блюз сочетает в себе несколько афроамериканских направлений в музыке (среди них: рабочая песня, холер и spirituals).
Блюз — что это. В переводе с английского языка слово «блюз» означает «печаль, уныние». Мир «узнал» блюз благодаря Америке. Началом создания жанра является эпоха рабовладения, то время, когда на континент стали массово привозить выходцев из Африки в качестве рабочей силы. Трудные жизненные ситуации, притеснение и угнетение, которые испытывали афроамериканцы отразились в их творчестве. Они создали новые направления в музыке. Удивительные сочетания народных мотивов, западных направлений и социальных трудностей афроамериканцев дали начало блюзу.
Блюз – одно из музыкальных направлений в Америке
Блюзмены
Первыми исполнителями блюза Америки были бедные бродяги, которые кочевали по регионам страны с целью получения заработка.
Как и другие их соотечественники в то время, они стремились к свободе, их не пугали трудности, они брались за любую работу. Заработать на пропитание исполнением музыки удавалось не часто, в основном, они пели на небольших вечеринках, где, в качестве вознаграждения получали еду и выпивку. Блюзовые композиции можно было услышать на улице, в железнодорожном вагоне, во дворе.
Первым блюзменом, получившим признание был Уильям Хэнди, которому принадлежит авторство музыкальной композиции «The Memphis Blues». Именно благодаря ему, в 1912 году понятие «блюз» стало использоваться для выделения особенного музыкального стиля. В том же году вышло в свет первое блюзовое произведение под названием «Dallas Blues», которое было создано Хартом Уэндом еще в 1909 году.
В действительности, эти композиции нельзя назвать настоящим блюзом, о котором стало известно только в 20-е годы прошлого века. Именно в это время появился классический блюз, который сложно сравнивать с музыкой афроамериканских улиц.
Интересно, что самыми популярными исполнителями блюза были женщины, к примеру, Бэсси Смит, Мэми Смит, Ма Рэйни. Студии грамзаписи приглашали исполнителей с темной кожей лица, которые имели навыки пения, и представляли их как известных исполнителей джаза.
Однако, к 30-м годам женский вокал постепенно утратил популярность. 30-е годы ознаменовались появлением мужского вокала. Среди популярных исполнителей тех лет следует вспомнить такие имена как: Джимми Рашинг, Биг Брунзи, Роберт Джонсон и т.д. Блюз всегда был тесно связан с иными течениями в музыке, к примеру, с джазом. Кстати, Джимми Рашинг был исполнителем вокала в джазовом биг-бэнде Каунта Бейси. Символом джазовой музыки считается саксофон. Именно его необычное звучание лучше всего подходит для исполнения джаза.
Надо отметить, что есть еще и «народный» блюз («Downhome»), исполнение которого не требует музыкального сопровождения. Наиболее известными исполнителями этого направления являются: Хаддли Лудбелли Ледбеттер и Блайнд Лемон Джефферсон.
Как все новое, блюз получил признание далеко не сразу, его критиковали, запрещали. Аналогично другим жанрам (джазу, кантри-блюзу, хэви-металу и тюд.), блюз называли «музыкой дьявола».
Всеми любимый рок-н-ролл появился исключительно благодаря блюзу. По мнению таких рок-музыкантов как Мик Джаггер и Эрик Клэптон, их творчество формировалось под влиянием исполнителей блюза, в частности, Роберта Джонсона.
В 30-40 годы стали появляться электрифицированные музыкальные инструменты (гитары, электроорган и т.д.) и микрофоны. В связи с этим, большие биг-бенды утратили свою актуальность, так как коллективы из 4-5 человек звучали громче, нежели большой биг-бенд. Квартет содержать стало выгоднее, чем огромный биг-бенд.
Появились новые музыкальные тенденции, к примеру, ритм-н-блюз. В 40-х годах популярными исполнителями ритм-н-блюза были Бо Диддли, Чак Берри и другие. Их музыка значительно отличалась от классического блюза, в ней сочетались джаз, буги-вуги и иные направления, создавшие образ нового блюза.
Музыкальные течения на основе блюза
В 1950-е годы, благодаря ритм-н-блюзу, родился новый стиль, под названием соул. Особую популярность он завоевал к 1960 году. Темнокожие исполнители восприняли его как альтернативу традиционных блюза и ритм-н-блюза, среди исполнителей которых появилось много белых музыкантов. Среди знаменитых соул-исполнителей следует отметить таких как Дайана Росс, Марвин Гэй, Стиви Уандер. Кстати, многие исполнители соула поддерживали общественное движение Мартина Лютера Кинга (к примеру, Арета Франклин, Сэм Кук и другие).
В 60-е годы было создано новое музыкальное направление — фанк, которое, по сути, было продолжением ритм-блюза и соула. Фанк, воздействуя на рок и джаз, способствовал созданию новых интересных стилей музыки. Это прослеживается в творчестве таких рок-групп как, к примеру, Primus, Сршдш Зуззукы и т.д.
В результате смешения ритм-н-блюза и рок-н-ролла появился блюз-рок. В действительности, это тот же ритм-н-блюз, который исполняют белые музыканты (к примеру, Джимми Хендерикс).
Ритм-н-блюз 40-х годов сыграл большую роль в создании R&B, который популярен в наши дни. В нем совмещаются соул, диско, фрнк, хип-хоп.
Заключение
В настоящее время блюз не утрачивает к себе интерес публики, он присутствует в репертуарах современных коллективов разных жанров. Жизненные трудности не прекращаются, а беспокойное сердце жаждет гитары, дальних дорог и свободы. Блюз понятен с первых нот не только в классической форме, он считается основой многих жанров современной музыки: джаз-блюз, кантри-блюз, блюз-рок, бибоп-блюз и т.д. Бесспорно, жанр блюза является огромным вкладом США в мировую музыкальную культуру.