Становление американской модели управления

Для того, чтобы понимать каким образом работает американская модель управления персоналом, нужно вернуться в историю ее создания.

Как следствие, в результате индустриальной революции (период 17 по 18 столетия) появились акционерные общества, управление которыми осуществлялось не одним человеком, а несколькими. Владельцы компаний утрачивали свои полномочия в пользу групп акционеров. Был создан новый вид собственности, когда на смену одному собственнику пришли общества акционеров.

Это были специалисты — профессионалы в сфере менеджмента, деятельность которых оценивалась не по отношению их к определенному слою общества, а исключительно по деловым качествам. В обязанности профессионального менеджера, помимо прочего, входило осуществление контроля за воплощением общих идей по развитию и политике предприятия.

Становление американской модели управления

Кратко об истории

В плане работы и развития предприятий, все выглядело так, что каждый процесс производства с течением времени формировался в виде самостоятельного процесса, у которого были свои цели и задачи. По мере того, как процесс развивался возникала необходимость его контроля. В связи с этим вводились дополнительные штатные единицы профессионалов-управленцев по каждому из выделенных направлений.

В 19 столетии миллионы иммигрантов устремились в Америку, тем самым формируя гигантский рынок рабочей силы. В это время продолжали создаваться новые отрасли производства, предприятия. С учетом этих особенностей в начале 20 столетия в Америке была образована наука управления.

Итак, создание менеджмента в США осуществлялось в несколько этапов:

— собственник выступает, кроме того, в роли менеджера;

— взаимодействуют два общества: акционеры и наемные управленцы.

Основные черты, присущие модели

Основные черты, присущие модели

Ф. Тейлор (инженер и исследователь из Южной Америки) сформулировал схему организации рабочего процесса и управленческих отношений, которая стала «революционной» в области управления. Основные факторы, которые предложил Ф. Тейлор были взяты за основу Г. Фордом, который применил их на практике в своих предприятиях. Он построил систему организации производства, в которой использовались следующие идеи:

— высокий уровень квалификации работников;

— разделение направлений технологического процесса;

— размещение оборудования и оснащение рабочих мест согласно последовательности производимых операций;

— создание конвейерного потока;

— непрерывность производственного процесса;

— высокий темп производства;

— снижение влияния человеческого фактора на процесс производства.

Американская модель корпоративного управления

Составляющими данной системы являются:

— управляющий персонал;

— директора;

— инвесторы (акционеры);

— органы правительства;

— биржи;

— консалтинговые компании.

Основные факторы, влияющие на формирование американской модели корпоративного управления:

— Отчетность. Совет директоров обязан предоставлять отчетную документацию по первому требованию акционеров. Для Америки характерны довольно строгие подходы к раскрытию разных сведений, в том числе и биографического плана.

— Прозрачность. Применение международных стандартов документации и правил взаимодействия с акционерами (включая международные связи);

— Голосование по основным проблемам;

— Руководство правилами взаимоотношений с инвесторами (акционерами). Кодексы разрабатываются с учетом целей и направлений развития предприятия на конкретном этапе деятельности и пересматриваются, когда возникает необходимость.

Особенности и анализ американской модели управления

Главной особенностью американской модели

считается тот факт, что оказывать влияние на главные стратегические задачи компании могут исключительно акционеры. При этом, менеджеры выполняют функции агентов, которым предоставляются определенные преимущества и возможности для управления компанией. К примеру:

— Возможность участия в голосовании, если акционеры предоставляют такое право председателю совета директоров;

— четкая регламентация работы компании, согласно законодательной базе, особенно относительно прав и обязанностей персонала (менеджеров), инвесторов и директоров.

Базовой ценностью американской модели управления является то, что каждый работник представляет собой специалиста узкой направленности. Здесь не приветствуют профессионалов широкого профиля, как, к примеру, в России. По мнению американцев, каждый сотрудник должен быть на своем месте. «Субботники» популярные в России, совершенно не приемлемы в США.

Одним из главных требований, которые выдвигаются претендентам на работу, является конкурентоспособность. Конкуренция в коллективе позволяет повышать качество работы, достигать больших результатов, а работникам открывает возможности карьерного роста.

Управление человеческими ресурсами

Человеческие ресурсы играют самую важную роль в успехе корпорации. Грамотное управление кадрами способствует выходу компании на новый, более высокий уровень. Именно люди инициаторы новых идей, так как их интеллектуальные возможности не имеют границ, они постоянно находятся в развитии. Для американской модели управления персоналом характерны следующие факторы:

— Достижение целей. Работники нацелены на результат, который является следствием, поставленной руководством, задачи;

— Делегирование, то есть выполнение сотрудниками полномочий, которыми их наделяет руководство. Этот принцип применяют многие компании, ведь таким образом, работники чувствуют больше ответственности, что повышает их работоспособность.

Американская модель управления бизнесом

- собственник выступает, кроме того, в роли менеджера;

Ее основу составляет индивидуализм, умение менеджерами принимать самостоятельные решения, не беря в расчет мнение коллектива. Основной мотив — финансовая составляющая.

Американцы приветствуют риск, если менеджеры готовы брать на себя ответственность. Исходя из этого, бизнесменам либо управленцам нужно обладать умением аналитически мыслить и просчитывать возможности получения прибыли, либо потери.

Минусы американской модели

Среди многочисленных плюсов американской модели корпоративного управления, имеют место и некоторые недостатки. К примеру:

— направленность на краткосрочные планы акционеров,

— искажение информации относительно действительной стоимости акций,

— стремительное увеличение оплаты менеджерам.

Преимущества японской модели управления в сравнении с американской

Между двумя системами управления персоналом есть много общего, однако, имеются и ключевые отличия. Основные характеристики японской модели управления:

— Система найма кадров на длительное время (чаще пожизненно). Предприятия активно взаимодействуют с ВУЗами, которые готовят специалистов в определенных сферах деятельности. Исходя из этого, на тот момент, когда претендент сдает выпускной экзамен, компания уже достаточно осведомлена о его возможностях. После получения диплома кандидата назначают на должность в роли стажера сроком на один год. По истечение этого времени он занимает место в команде и получает гарантии на постоянную работу. Увольнение возможно только в случае совершения противозаконных действий либо в случае банкротства компании. Если сотрудник намерен расторгнуть контракт по своей инициативе, ему придется строить свою карьеру заново. Этот фактор решает проблему текучести кадров в Японии.

— Схема принятия решений в Японии вызывает особый интерес. В этом процессе задействованы все: от рабочего до управленца. Мнение каждого работника в отношении проблемы имеет значение. В принципе, решение принимается, пройдя несколько этапов. На начальном этапе рядовые работники предлагают свои пути решения и передают их вышестоящей инстанции, которая, рассмотрев и дополнив их представляет на рассмотрение высшему руководству.

— Большим недостатком японской системы управления считается тесное общение руководства с подчиненными. Администрация компании тесно контактирует с рядовыми сотрудниками, нередко работая с ними в цехах. Такое сотрудничество негативно сказывается на авторитете руководящего состава.

— В Японии оплата труда зависит от стажа трудовой деятельности. Исходя из этого, даже если молодые люди обладают уникальными способностями в конкретной сфере, они не смогут занять более высокий пост, пока не достигнут определенного возраста.

Заключение

В последние годы многие американские корпорации меняют свое отношение к кадровой политике. Менеджмент США перенимает опыт других систем: как европейской модели управления, так и японской. Независимо от того, что имеют место определенные недостатки, надо признать, что американские компании занимают лидирующие позиции в рейтингах, а бренды США известны всему миру.

 

Михаил Шатин
Оцените автора
America - USA - США
Добавить комментарий